Современная структура экономики России и темпы ее развития не позволяют рассчитывать на то, что в обозримой перспективе, как минимум в ближайшие 10–20 лет, она сможет догнать США и другие развитые страны. Если не предпринять кардинальных мер по переустройству хозяйственной жизни страны, отставание будет только нарастать.
Мировая экономика быстро изменяется. Стремительная трансформация обусловлена постоянным совершенствованием технологий, углублением интеграции и глобализации, оперативным и безграничным распространением информационных потоков.
Во многих странах принципиально меняется экономическая ситуация. Соединенные Штаты методично проводят в жизнь энергетическую политику, направленную, с одной стороны, на постепенное сокращение использования углеводородов и переход на возобновляемые источники энергии, с другой — на уменьшение импорта энергоносителей. Происходящая там так называемая сланцевая революция позволит США уже через несколько лет стать полностью энергонезависимыми и перейти к экспорту излишков энергоресурсов. Европейские страны интенсивно внедряют энерго- и ресурсосберегающие технологии. По прогнозу, к 2020 г. 20% потребностей Европейского союза будет покрываться за счет возобновляемых источников энергии. В клуб развитых государств стремительно врывается Китай. Он стал второй по величине экономикой мира и продолжает развивать свое хозяйство количественно и качественно самыми быстрыми темпами в мире. Высокие показатели развития демонстрируют Индия и Бразилия. Многие экономики Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока органично вписались в современную мировую хозяйственную модель и нашли свою специализацию. В 2012 г. экономика в развивающихся странах выросла в целом на 5,5%, в то время как в развитых — всего на 1,5%.
Россия со своей отсталой структурой экономики, основанной главным образом на эксплуатации природных ресурсов, в ближайшие десятилетия вряд ли сможет догнать ведущие экономики мира. Ее энергетический сектор окажется под влиянием внешних факторов: всё более широкое использование возобновляемых источников энергии традиционными покупателями, изменения в области спроса на ископаемое топливо, непредсказуемость мировых цен на нефть.
В условиях постоянно сокращающегося населения России, неразвитости институтов и плохо работающих механизмов свободного рынка перспективы модернизационного рывка остаются весьма призрачными. В России, по официальным данным, естественная убыль населения составляет около 700 тыс. человек. Помимо этого, сотни тысяч людей уезжают ежегодно в другие страны, причем в большинстве это квалифицированные специалисты, самая эффективная, активная часть трудовых ресурсов. По некоторым оценкам, из России уехало в последние 10 лет почти 1,5 млн человек.
Согласно прогнозам Министерства экономического развития, ВВП России в предстоящие 15–20 лет будет расти на 3,2–5,4% ежегодно, а, по нашему мнению, скорее всего с темпом ближе к нижнему пределу. Этого явно недостаточно, чтобы соответствовать изменениям в мировом хозяйстве и обеспечивать необходимое сближение российской экономики с ведущими государствами по объему производства и по размеру ВВП на душу населения. Так, в 2012 г. ВВП России, составлявший 2,1 трлн долл., был в 7,4 раза меньше, чем ВВП США (15,5 трлн долл.), т.е. разрыв был равен 13,4 трлн долл. К 2020 г. ВВП США достигнет, согласно ряду прогнозов, порядка 21 трлн долл., а России — около 3,7 трлн долл., что означает увеличение разрыва до 17,3 трлн долл. Это значит, что Россия будет не догонять США, а еще больше отставать от них. Такие же расчеты можно привести и для других стран — Германии, Японии, Китая.
Более того, ежегодный прирост ВВП России в абсолютном исчислении при нынешних и прогнозируемых темпах роста меньше, чем у таких стран, как Индия и Бразилия, что означает увеличение отставания России и от своих партнеров по БРИК. При этом ни отечественные, ни международные прогнозы не обещают существенного увеличения темпов роста российской экономики в ближайшие 15–20 лет.
Столь же бесперспективно выглядит и сопоставление России и США по размеру ВВП на душу населения. Российский показатель в настоящее время в 4 раза ниже. Чтобы достичь хотя бы нынешнего уровня США, при существующих темпах роста России понадобится не менее 30 лет (при условии сохранения экономической стабильности), а чтобы догнать США по этому показателю за более короткий срок, скажем, за 10 лет России надо развиваться с темпом не ниже 10% ежегодно, что весьма проблематично.
Ускорение экономического развития является для России стратегическим вызовом. Столь же важной задачей стратегического характера, непосредственно связанной с первой, является переход от патриархальной, неэффективной, структуры, основанной на эксплуатации природных ресурсов, к новой, отражающей все технологические перемены, произошедшие в мире за последние полвека. Для нашей страны это является одним из условий выживания и сохранения своего места в мировой цивилизации и политике.
В современной экономике основной прирост стоимости (рост ВВП) происходит не за счет эксплуатации и продажи природных ресурсов, а за счет новых производств и технологий. Наиболее яркий пример — Япония, которая, практически не обладая природными ресурсами, имеет ВВП втрое больше, чем у России. Другой пример — Китай. Он стал второй экономикой мира за счет освоения привлеченных технологий, используя, конечно, колоссальный резерв трудовых ресурсов. Страна превратилась в своего рода всемирную фабрику и продает не сырье, а готовые изделия самого широкого ассортимента — от текстиля и одежды до игрушек и электроники, от бытовой техники и компьютеров до автомобилей. Напрашивается вывод: при нынешнем раскладе в российской экономике, как ни старайся, лидеров не догонишь, более того, отставание будет нарастать.
Россия, при населении, составляющем всего чуть более 2% мирового, и производя лишь около 3% глобального ВВП, занимает первое место в мире по обеспеченности природными ресурсами. Неспособность эффективно распорядиться этим богатством может иметь далеко идущие последствия. Нельзя забывать, что успешно и быстро развивающиеся страны, наращивающие свою экономическую мощь, со временем могут усилить свои претензии на обширные российские территории, содержащие огромные запасы полезных ископаемых. Во имя будущих поколений Россия не имеет права медлить — она должна дать адекватный ответ стратегическим вызовам времени.
Самым логичным путем ускорения экономического роста, способным относительно быстро дать позитивные результаты, является использование возможностей экономического механизма, а также целенаправленных государственных программ для реструктурирования хозяйства и активизации инвестирования.
Существует несколько направлений, в которых неизбежно придется работать. О некоторых из них говорится давно, но мало что делается. Так, в сфере материального производства, как минимум, необходимо реально и на деле более рационально использовать свое сырьевое богатство и сосредоточить самым энергичным образом усилия на углублении переработки первичных материалов, отправляемых в настоящее время преимущественно на экспорт. В частности, имеются широкие возможности для развития в стране нефтехимии на базе существующих объемов добычи нефти и газа. Есть необходимые производственные мощности для налаживания металлоемкого производства на базе отечественной металлургии. Многие действующие предприятия могли бы расширить выпуск продукции судостроения, транспортного оборудования, строительной техники.
В развитии технологичных отраслей, таких как, например, авиастроение, надо шире использовать зарубежные разработки и смело закупать лицензии для налаживания производства соответствующей продукции внутри страны, как, между прочим, поступает Китай. Можно было бы приобрести эффективные лицензии для производства, например, самолётов в категории легкой авиации, вместо того, чтобы тратить миллиарды на собственные разработки проектов с сомнительной перспективой.
При реализации транспортных проектов необходимо предусматривать вовлечение в экономический оборот новых территорий страны, что весьма важно при российских масштабах. Например, строительство комбинированного железнодорожного и автомобильного моста на остров Сахалин могло бы прирастить, облегчить и удешевить сообщение Дальнего Востока с огромным важным районом, имеющим немалые природные ресурсы.
Условием осуществления инфраструктурных проектов должно быть обеспечение их окупаемости в будущем. При строительстве новых объектов за счет государственных средств необходимо предусматривать их прибыльность при дальнейшей эксплуатации. Надо, чтобы вводимые инфраструктурные сооружения органично вливались в существующую систему производства и содействовали его росту и формированию новых финансовых потоков.
Целенаправленная деятельность в этих направлениях и реализация сформулированных задач могли бы создать надежную основу для ускорения экономического роста России.
Арас АГАЛАРОВ
Имеются широкие возможности для развития в стране нефтехимии на базе существующих объемов добычи нефти и газа. Есть необходимые производственные мощности для налаживания металлоемкого производства на базе отечественной металлургии.
В развитии технологичных отраслей надо шире использовать зарубежные разработки и смело закупать лицензии для налаживания производства соответствующей продукции внутри страны.
Россия, при населении, составляющем всего чуть более 2% мирового, и производя лишь около 3% глобального ВВП, занимает первое место в мире по обеспеченности природными ресурсами.
Россия со своей отсталой структурой экономики, основанной главным образом на эксплуатации природных ресурсов, в ближайшие десятилетия вряд ли сможет догнать ведущие экономики мира.
США проводят в жизнь энергетическую политику, направленную на сокращение использования углеводородов, переход на возобновляемые источники энергии и уменьшение импорта.
В современной экономике основной прирост стоимости происходит не за счет эксплуатации и продажи природных ресурсов, а за счет новых производств и технологий. энергоносителей.