Неудачное водружение чемодана от «Луи Вюиттона» на Красной площади столицы заставило говорить об этой марке всех – не только любителей предметов роскоши, но и тех, кому даже кошелек с заветной монограммой не по карману. Теперь это имя – Луи Вюиттон – знают все. Это ли не успех для компании с 160-летней историей?
Король-сундук
Казалось бы, что может быть проще обычного чемодана? Оказывается, даже такую нехитрую вещь надо было изобрести, и сделал это никто иной, как Луи Вюиттон.
Вспомните фильмы на исторические темы или иллюстрации к старинным романам. Увидите ли вы там хоть один чемодан? Нет. Люди путешествовали с неуклюжими, громоздкими сундуками с покатыми боками и округлой крышкой. У людей попроще и сундуки были простыми, у знати – зачастую это были настоящие произведения искусства, украшенные великолепной резьбой, вставками из ценных пород дерева и эмали, обитые коваными деталями. Художественная ценность этих изделий несомненна (некоторые из них нынче красуются в музеях). Влезало в них огромное количество вещей. Вот только путешествовать с этими пузатыми гордецами было неудобно – один на другой не поставишь из-за округлой крышки, рядом тоже ничего толком не пристроишь – мешали те же округлые формы.
Между тем, время шло вперед. Развитие железных дорог, судоходства, изобретение электричества, паровой тяги – все это и многое другое позволило людям все чаще покидать насиженные места, отправляться в дальнюю дорогу по делам или просто путешествовать для удовольствия. Можно сказать, что рождение знаменитой марки Luis Vuitton обязано промышленной революции. Сам Луи Вюиттон, естественно, ни о чем таком и не думал.
Прочь из дома
Будущий основатель великой марки родился в 1821 г. в местечке Аншэ, что в департаменте Юра, на востоке Франции. Он с детства привык работать и умело управлялся с инструментами. Мать мальчика умерла, когда тому было 10 лет. Отец вскоре женился, и новая хозяйка оказалась под стать злой героине из «Золушки». Мальчик не ладил с мачехой и в 1834 г. в возрасте 13 лет сбежал из дома, отправившись искать удачи в Париж. Его родной город отделяли от столицы целых 400 км, и все их юный Луи проделал пешком. Он останавливался в небольших городках и деревушках, подрабатывая на всевозможных подсобных работах для оплаты своего путешествия. Оно заняло целых два года, и в Париж Луи Вюиттон вошел возмужавшим, повидавшим всякое, юношей. Может быть, именно во время этого длинного пути он впервые понял, как нужен путешественнику удобный багаж? Некоторые биографы считают, что судьба Луи была предрешена этим первым путешествием, положившим начало его необыкновенному пути. Так, говорят они, считал он сам.
Сундучных дел мастер
В 1837 г. Луи поступил учеником к мастеру по изготовлению сундуков месье Марешалю. Дело это по тем временам было прибыльным и востребованным. Судя по всему, ученичество не прошло даром. Луи Вюиттону потребовалось всего несколько лет, чтобы приобрести репутацию одного из лучших мастеров в своем деле. Благодаря великолепному качеству отделки его изделия пользовались огромным успехом.
Вскоре Луи Вюиттон придумал абсолютно новый сундук: каркас из тополя был покрыт водонепроницаемым материалом, а его крышка была плоской. Сундук был элегантным, функциональным, легким и прекрасно подходил для новых видов транспорта. В одно мгновение все предыдущие модели сундуков устарели, а новинку ждал мгновенный успех.
2 декабря 1851 г., через 16 лет после того как Вюиттон прибыл в Париж, Луи-Наполеон Бонапарт совершил государственный переворот и через год провозгласил себя императором Наполеоном III. Восстановление империи оказалось как нельзя на руку молодому сундучных дел мастеру. Парижская знать веселилась, переезжала из замка в замок, на морские курорты, и дамы были чрезвычайно обеспокоены тем, чтобы не повредить в пути свои роскошные туалеты, посуду и многочисленные вещицы, которые они брали с собой. Беспокоилась об этом и императрица. В 1853 г. она назначила молодого, но уже известного мастера своим персональным упаковщиком и изготовителем багажа. Это событие открыло Вюиттону двери домов самой высокой парижской знати и королевских семейств. Можно было считать, что «жизнь удалась» и почить на лаврах. Но творческий склад ума и умелые руки заставили Луи двигаться дальше.
Умелый и обходительный сундучных дел мастер в 1854 г. открыл собственное дело. На вывеске было написано: «Безопасно упаковываю самые хрупкие предметы, специализируюсь на упаковке модных туалетов». От клиентов не было отбоя, и вскоре Луи открыл торговый дом в центре Парижа. Старую надпись: «Луи Вюиттон, изготовление чемоданов, парижский торговый дом, основанный в 1854 году» до сих пор можно увидеть на фронтоне магазина на Елисейских полях.
В 1858 г. Вюиттон представил публике свое новое творение – открывающийся сбоку плоский, легкий и герметичный чемодан. Это и было то самое изобретение, которое перевернуло представления о том, каким должен быть багаж. Чемоданы Вюиттона можно было запросто складывать один на другой и везти хоть на край света.
Новинка получила название «Трианон». Чемодан был обтянут серой непромокаемой тканью, имел основание из древесины тополя, а его края были защищены от сбивания металлическими уголками. К чужому успеху всегда тянутся подражатели. Не стал исключением и «Трианон». Плоские чемоданы стали делать и другие производители багажа. И тогда Луи придумал отличительную черту своих изделий – полосатую красно-бежевую расцветку. Можно сказать, что это было началом рождения знаменитой торговой марки. В 1876 г. обивка чемоданов изменилась на бежево-коричневую, на те цвета, которые мы привыкли видеть и сегодня. Кстати сказать, изделия марки и по сей день являются самыми подделываемыми в мире.
В 1885 г. Louis Vuitton открыл свой первый магазин в Лондоне на знаменитой торговой улице Оксфорд-стрит. Выйдя на международный рынок, Вюиттону стало особенно важно, чтобы его изделия – высококачественные, сделанные вручную, из особого дерева – не путали с изделиями всяких ремесленников. Каждый свой чемодан, начиная с 1888 г., он стал сопровождать надписью: «marque L. Vuitton deposee» (то есть зарегистрированная марка), которая, по сути, была гарантией подлинности товара.
Привычный нам рисунок из монограмм LV появился на чемоданах еще позже – в 1896 г., уже после смерти основателя компании. Именно эта монограммная ткань является с тех пор символом дома Louis Vuitton.
Достойные наследники
Луи Вюиттон умер в 1892 г. Компания перешла к его сыну Жоржу. Он оказался достойным сыном своего отца и не менее удачливым. В 1895 г. под руководством Жоржа было разработано легендарное полотно с монограммами, которые было трудно скопировать. Новый мотив состоял из бежевого круга, внутри которого помещены четырехлистный цветок, изогнутый бежевый ромб со звездой из четырех лучей и точкой в центре, а также инициалов «LV» в память об отце. Изображение было запатентовано и впоследствии стало фирменным знаком дома моды Louis Vuitton. Столь сложный логотип было трудно скопировать, и количество подделок пошло на убыль.
Жорж Вюиттон начал превращать компанию в международную корпорацию, принимая активное участие в выставках по всему миру. Ему в заслугу можно поставить и расширение ассортимента – теперь компания производила не только багаж, но и сумки и другие дорожные принадлежности. Так, в 1901 г. компания представила публике сумку Steamer, предназначенную для того, чтоб хранить внутри большого багажа всевозможные мелкие вещи. Казалось бы, пустяк, а как он облегчил путешествие – ведь теперь не надо было перерывать вверх дном весь чемодан, чтобы найти какую-нибудь мелочь.
В 1912 г. на месте старой мастерской на Елисейских полях Жорж начал строить прекрасное здание в стиле «модерн». В 1914 г. здесь открылся фирменный магазин Louis Vuitton – в те годы он стал крупнейшим магазином багажа и товаров для путешествий в мире. До Первой мировой войны магазины открылись в Вашингтоне, Нью-Йорке, Александрии, Бомбее и Буэнос-Айресе.
В 1930 г. была выпущена сенсационная мягкая сумка-чемодан Keepall, а затем, в 1932 г., сумка Speedy, по сей день являющаяся мечтой любой модницы.
После смерти Жоржа в 1936 г. компанию возглавил его сын Гастон-Луи. Под его руководством компания еще больше расширила свой ассортимент, начав выпускать всё, что только имело отношение к багажу и сумкам, – от кошельков и бумажников до небольших чемоданов. Именно поэтому в 1959 г. было принято решение изменить знаменитую монограмму на более простую, чтобы можно было наносить ее не только на крупные предметы, но и на аксессуары. В настоящее время существуют новые варианты исполнения монограммной ткани: в частности, цветной, фантазийный и авангардистский в 33 цветах, но эти монограммы наносятся лишь на изделия из лаковой кожи и джинсовой ткани.
В 1987 г. Louis Vuitton стал частью холдинга LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy), который является одним из самых крупных в мире производителей предметов роскоши.
В 1997 г. художественным директором Louis Vuitton стал американец Марк Джейкобс, и именно ему принадлежит заслуга превращения фирмы из преимущественно багажной в полноценный дом моды – с 1998 г. компания начала производство мужской и женской одежды, ювелирных украшений, обуви и часов. Успех был ошеломляющим. Марк Джейкобс проработал в компании с 1997 г. по ноябрь 2013 г. Сейчас должность художественного директора занимает Николя Гескьер.
Сегодня, как и 160 лет назад, багажные товары от Луи Вюиттона по-прежнему производятся вручную. Мастера собирают знаменитые чемоданы на каркасе из 30-летнего тополя, древесина которого сушилась не менее четырех лет, для каждого чемодана используются замки ручной работы, на производство чемодана уходит не менее 30 часов.
Может, стоило дать москвичам подольше полюбоваться на этот символ безусловного успеха многих поколений мастеров?
Ирина СКИБИНСКАЯ
Марка Louis Vuitton является одной из самых подделываемых в мире. Эксперты утверждают, что лишь 1% всех изделий, маркированных знаменитой монограммой, являются подлинными.
Компания Louis Vuitton никогда не снижает цены на свои товары, не делает скидок и распродаж и не продает их в магазинах Duty Free. Изделия торгового дома продаются только в собственных магазинах.
В России у компании Louis Vuitton пять собственных магазинов – два в Москве , по одному в Санкт-Петербурге , Екатеринбурге и Сочи.
Louis Vuitton – один из старейших модных домов Европы, он представлен в более, чем 50 странах мира.
Луи Вюиттон (4.08.1821 – 27.02.1892) – основатель торгового дома и марки Louis Vuitton. В 1853 г. был назначен личным изготовителем багажа и упаковщиком к императрице Евгении де Монтихо. В 1854 г. женился на 17-летней Клеманс-Эмилии Парио и вскоре открыл собственное дело в Париже. В 1867 г. Вюиттону была вручена бронзовая медаль на Всемирной универсальной выставке в Париже, а в 1889 г. он получил золотую медаль.
Дорожный сундук был непременной принадлежностью каждого путешественника. Некоторые из них были настоящими произведениями искусства, которые сегодня хранятся в музеях. Они были богаты украшены, внутри обивались атласом или другими ценными тканями. Некоторые из них были оборудованы съемными отделениями для лучшего хранения одежды, посуды и прочих принадлежностей, необходимых в дороге. Сундуки передавались из поколения в поколение.
Сумка Speedy, выпущенная компанией в 1932 г., быстро приобрела статус культовой. Это была первая вместительная дамская сумка для города. Модель выпускается по сей день, цена – более 900 долларов. Не менее знаменита и сумка Papillon («Бабочка»), «родившаяся» в 1966 г. Это не просто емкость для складирования дамских штучек, а инвестиция. По крайней мере на популярных сайтах продаж эти почти 50-летние «Бабочки» по сей день перелетают со страницы на страницу, меняя хозяек, но не снижаясь в цене.
Шарль Луи Наполеон Бонапарт (1808–1873), племянник Наполеона I, именовал себя Луи-Наполеон Бонапарт, первый президент Французской республики (1848–1852) и император французов (1852–1870). Пришел к власти законным путем как президент, но в 1851 г. совершил переворот, устранил законодательную власть, установил авторитарный полицейский режим, а затем провозгласил себя императором Второй империи. Конец его правлению положила Франко-Прусская война. Император попал в плен и во Францию более не вернулся. Он был последним монархом Франции. Его супруга, испанская графиня Евгения де Монтихо, славилась красотой и была законодательницей моды для всей Европы.
Louis Vuitton входит в десятку самых дорогих брендов мира и является самым дорогим брендом предметов роскоши. По оценке журнала «Форбс», в 2013 г. стоимость бренда LV составила 28,4 млрд долл., увеличившись за год на 16%. Рентабельность бренда достигает 40%, это один из лучших в мире показателей. Эксперты относят этот успех к деятельности Марка Джейкобса, который за 16 лет работы в модном доме вывел бренд в безусловные лидеры рынка.