Россия не любит перемен. Любые сколько-нибудь значимые политические или экономические сдвиги происходят здесь только когда страна подходит к краю. Именно к такому технологическому тупику и подошла нынче Россия. Поэтому клич к скорейшему развитию инноваций – это не прихоть власти, а вопрос выживания.
То, что Россия качественно отстала от развитых стран мира, к сожалению, очевидно. Истоки этого понятны: в хозяйстве страны сильны последствия многолетней изоляции от мировой экономики, доминирования военно-промышленного комплекса в ущерб гражданской промышленности, которая в настоящее время не способна обеспечить внутренние потребности в оборудовании. В ежегодных закупках российскими предприятиями станков доля отечественных составляет не более 1%. Нового машинного оборудования в России производится в 82 раза меньше, чем в Японии, в 30 раз меньше, чем в Германии, и в 31 раз меньше, чем в Китае. Между тем общеизвестно, что машиностроение – обширная сфера для внедрения инноваций и важнейший фактор обеспечения модернизации экономики.
Инновационная экономика – это особый тип производственных, финансовых, социальных взаимосвязей, при которых основной продукт создается интеллектом работников – новаторов и ученых при доминировании информационной сферы, в отличие от индустриальной экономики, в которой преобладает материальное производство. И именно это отличие делает построение такой экономики в России особенно трудной задачей. Ведь здесь изначально, исторически, главным богатством считалось то, что можно извлечь из земли, а вовсе не человек и его интеллектуальные возможности. Для перехода к новой стратегии нужны не просто финансовые вливания, а, прежде всего, преодоление глубоко укоренившихся традиций развития хозяйства в советский период, с упором на экстенсивное, а не интенсивное развитие.
Тем не менее задача поставлена, и кое-какие шаги в этом направлении делаются. Власти, в частности, пытаются продвигать проект «модернизация» в двух направлениях: создание общей инфраструктуры и поддержка конкретных инновационных проектов, например «Сколково». Прогрессивная деловая среда и конкуренция, по замыслу, должны служить движущей силой трансформации российской экономики в сторону инноваций. Наряду с этим правительство инициирует изменения в законодательстве для поощрения инноваций, прорабатывает пути развития образовательных учреждений и сферы НИОКР, меняет подходы к финансированию в целях коммерциализации научных разработок.
Сделать экономику инновационной за один день невозможно, как невозможно и перенять чей-то конкретный опыт в качестве модели, готовой для внедрения в России. Но вполне возможно заимствование элементов различных моделей. И, конечно же, стоило бы прислушаться к опыту и советам экспертов из тех стран, что давно встали на путь инновационного развития.
Джеймс Тёрли, председатель Совета директоров и главный исполнительный директор компании Ernst & Young, считает чрезвычайно важным развитие духа предпринимательства и создание благоприятной экономической среды. Для этого, во-первых, экономика должна быть открытой, не стоит использовать меры протекционизма. Во-вторых, неудача в том или ином начинании не должна быть основанием для применения каких-либо санкций к предпринимателю, например в виде налогов, преследования по закону или морального угнетения. Как известно, многие успешные предприниматели терпели неудачу в начале своей деятельности. В-третьих, административная система должна быть предельно простой, так же как и система регистрации нового бизнеса или открытия собственного дела. При этом система в целом должна иметь минимальные возможности для проявления коррупции. Эти предпосылки, по словам Джеймса Тёрли, способствовали успешному развитию такой территории, как Силиконовая долина.
Рафаэль Райф, ректор Массачусетского технологического института, обращает внимание на важность создания системы образования, поощряющей развитие молодых ярких, талантливых, амбициозных предпринимателей и ученых. К его словам стоит прислушаться: ведь МТИ – флагман в проведении фундаментальных исследований и научно-технических разработок, нашедших свое применение во многих отраслях экономики США и других стран.
Есть и другие факторы успешного развития инновационной экономики. Это – установление четкой связи между научными исследованиями и бизнесом для коммерциализации исследований и генерирования доходов от инновационной деятельности, интеграции страны в глобальную экономику для получения максимального эффекта от результатов мирового научного развития, сбалансированное участие государства в отборе инновационных проектов. Наряду с этим необходимо развивать малый бизнес как двигатель инновационной сферы и решать вопросы его финансирования. В мире малые и средние инновационные предприятия традиционно пользуются заемными средствами, которые предоставляют венчурные фонды. Это и понятно: расходы на новые разработки достаточно велики, а результаты не гарантированы. В России процедура финансирования инноваций пока не отработана.
По некоторым исследованиям, доля инновационно-активных предприятий в России не превышает 10–12%. В США порядка 70% ежегодного экономического роста обеспечивается именно за счет разработок новых продуктов.
Жизнь заставила Россию со всей серьезностью заняться проблемой модернизации. От результата этих усилий зависит место России в глобальной экономике.
Борис ПАВЛОВ