Нормальная работа выставочного комплекса невозможна без полномасштабного транспортного обеспечения. В первую очередь речь идет о двух базовых составляющих: доступность и возможность инфраструктуры. Как эти вопросы решаются за рубежом?
Доступность
В наши дни практически все крупные выставочные центры строятся, исходя из двух жестких требований: располагаться как можно ближе к основным автомобильным магистралям региона и иметь прямые линии общественного транспорта, соединяющие с центром города, железнодорожным вокзалом и аэропортом.
Конечно, так происходило не всегда. Где-то, в силу объективных исторических причин комплексы оказались в плотной городской застройке, где-то — на дальней окраине. В целом, по месту расположения в городской среде можно выделить три основные группы выставочных площадок.
К первой относятся комплексы, расположенные в историческом центре города или вблизи от него.
Их хозяева имеют массу проблем, связанных с возможностью расширения бизнеса, увеличения пропускной способности дорог, обеспечения растущих требований логистики и т.д. В то же время в подобном расположении есть и очевидный плюс: волею судеб они оказались там, где городская транспортная инфраструктура (сеть автомобильных дорог, линии метро и наземного общественного транспорта) складывалась десятилетиями и сама выносит потоки гостей к комплексу.
Так, выставочный центр Messe Hamburg, расположенный в самом сердце Гамбурга, со всех сторон окружен оживленными городскими улицами, по которым ходят городские автобусы нескольких маршрутов, а прямо у главного входа находится спуск к станции метро «Messehallen» (две остановки до Ратуши). Рядом — стоянка такси. Вечерами во время выставок здесь можно наблюдать картину, больше напоминающую вокзал: у выхода из здания выстраивается, с одной стороны, очередь экспонентов и гостей, а с другой — вереница такси. Каждые две минуты такси подъезжает к очереди и забирает пассажиров — и так в течение часа, в режиме нон-стоп.
Примерно так же, в перекрестье транспортных коммуникаций, находится выставочно-конгрессный центр Bella Center в деловой части Копенгагена: пять минут на автомобиле до центра города, столько же — до аэропорта. Добраться до него можно и на городском автобусе, и на метро (собственная станция).
Ко второй группе относятся выставочные площадки, находящиеся на окраинах в границах традиционной городской черты, что также гарантирует наличие муниципальной транспортной системы.
В качестве примера можно привести выставочный комплекс NurnbergMesse, по праву считающийся одним из са¬мых динамичных и быстро развивающихся в Германии. Несмотря на то, что находится он достаточно далеко, добраться сюда очень просто: имеются две прямые линии метро, соединяющие комплекс с отдаленными районами Нюрнберга, средневековым центром и железнодорожным вокзалом (станция «Messe»). На автомобиле доехать еще легче — обеспечен прямой и быстрый доступ к скоростному шоссе.
Ведущий выставочно-конгрессный комплекс Голландии Amsterdam RAI расположен на юге города. Дорога от аэропорта Schiphol до главного входа занимает не более 15 минут. За то же время можно добраться до исторического центра на трамвае.
Особая ситуация сложилась в Милане. Там, как известно, имеются два крупных выставочных центра: fieramilanocity в городской черте и новый суперсовременный fieramilano в пригороде Rho-Pero. Преемственность площадок подчеркивает тот факт, что их соединяет прямая линия метро, путешествие по которой длится всего 15 минут.
К третьей группе относятся крупные выставочные комплексы далеко за городской чертой (на расстоянии от 2 до 10 км). Их владельцам приходится самим продумывать и за свой счет обеспечивать транспортную доступность площадки, что порой требует очень больших средств.
Именно в такой ситуации оказался лучший выставочный центр столицы Франции Paris-Nord Villepinte. От «сердца» Парижа — станции Chatelet до него можно добраться на электропоезде RER за 22 минуты (от Северного вокзала — за 19 минут). Рядом с комплексом находится вокзал сети скоростных поездов TGV. Разумеется, обеспечено и скоростное автомобильное сообщение — сюда ведут несколько широких современных шоссе.
Казалось бы, все хорошо… На бумаге. Но стоит здесь побывать — и мнение о транспортной доступности может серьезно пошатнуться. Так, одним из самых ярких впечатлений от посещения автором всемирной продовольственной выставки SIAL-2008 в Paris-Nord Villepinte стала непроходимая пробка в узком горлышке входа на станцию поездов RER. Как всякое историческое событие, она удостоилась собственного фоторепортажа, часть которого представлена на этих страницах.
Выставочный центр Messe Duesseldorf также находится очень далеко — на севере города, в пяти минутах пути от аэропорта. До комплекса следуют поезда U-Bahn и городские автобусы нескольких маршрутов, правда, идут они достаточно долго — 30–40 минут.
Достопримечательностью Дюссельдорфа стал городской автобус № 896, курсирующий в дни проведения выставок между аэропортом и Messe Duesseldorf (время в пути — около пяти минут). Казалось бы, мелочь… Но именно благодаря этому маршруту сотни экспонентов и посетителей прилетают в день открытия выставок и прямо из аэропорта направляются в выставочный центр, сдают вещи в камеру хранения, целый день работают и лишь вечером едут заселяться в гостиницу. Точно так же они планируют и последний день работы. Не говоря уже о специалистах, прилетающих на один день ради нескольких запланированных переговоров. Автобусный маршрут № 896 на все 100% (если не на 200), реализует преимущество соседства международного аэропорта Дюссельдорфа и выставочной площадки.
Перенесемся на другой конец света. Из центра японской столицы до выставочного комплекса Tokyo BIG SIGHT Exhibition Center на автомобиле можно добраться примерно за 20 минут. С другими районами города его связывают две линии скоростной городской железной дороги — Rinkai line и Yurikamome и три маршрута автобусов. Помимо этого имеется особый вид транспорта — Suijobus — «водный автобус», напоминающий продвинутого внука советской «Ракеты».
Инфраструктура
Транспортная инфраструктура любой выставочной площадки должна обеспечивать быстрый, бесперебойный и качественный прием потоков посетителей и грузов. Прежде всего речь идет об удобных подъездах и въездах для легковых и грузовых автомобилей, станциях метро и электричек, стоянках такси, остановках автобусов и иных видов общественного транспорта.
Самые серьезные требования предъявляются к парковкам. Практически все крупные выставочные центры мира окружены ими в несколько рядов. Многоуровневые стоянки и парковки под открытым небом строят везде: на территории комплексов, рядом (в зоне пешеходной доступности), на отдалении до 1,5–2 км. Обычно речь идет о нескольких тысячах машино-мест (Paris-Nord Villepinte — 15 тыс., NurnbergMesse — 16 тыс., Feria de Madrid — 10,6 тыс., Brussels Expo — 12 тыс.).
Конечно, этим транспортные возможности не исчерпываются. В выставочных центрах Riocentro Convention Centre (Рио-де-Жанейро) и Paris-Nord Villepinte имеются вертолетные площадки. На территории Amsterdam RAI находится не только железнодорожная станция, но и гавань, из которой можно попасть в каналы общей водной сети Амстердама.
Дополнительный сервис
Некоторые организаторы выставок предоставляют своим гостям дополнительные льготы для проезда на общественном транспорте.
Самый яркий пример — многолетняя практика работы компании Messe Duesseldorf. Официально зарегистрированный представитель прессы получает пресс-карту, которая не только обеспечивает свободный многократный вход на территорию выставки, но и дает возможность бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта (кроме такси) в единой транспортной зоне VRR, охватывающей большую часть федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. Говоря иначе, можно жить в гостинице в Дортмунде, Эссене или Крефельде и бесплатно добираться до Messe Duesseldorf. Правда, действует пресс-карта в строго ограниченное время с 08.30 до 19.30. Предполагается, что этого более чем достаточно для проезда из самой удаленной гостиницы в соседнем городе до выставочного центра и обратно. Те же льготы даются экспонентам (по карте участника) и посетителям (по купленному билету).
К сожалению, опыт Дюссельдорфа не получил массового распространения. В Нюрнберге, к примеру, пресс-карта обеспечивает лишь право бесплатной парковки, и то исключительно в специальной зоне для журналистов, если есть свободные места. Такая же ситуация в большинстве европейских городов.
Внимание к проблемам обеспечения транспортной доступности выставочных центров понятно и обоснованно, ведь это не просто сервис или удобство, речь идет о жизненной необходимости. Без этого ни одна выставка не пройдет нормально, да и сам комплекс не сможет развиваться.
Александр БЕЛЯНОВСКИЙ,
Информационное выставочное агентство «ИнформЭКСПО» –
специально для журнала «Бизнес и Выставки»