Авиатранспортная отрасль вошла в глубокое пике. А ведь еще в 2007 г. казалось, что худшее осталось позади и наконец-то удалось преодолеть спад, вызванный событиями 11 сентября 2001 г. Конечно, авиатранспортные компании были озабочены постоянно растущими ценами на нефть, но это, в конце концов, вопрос умения выживать в трудных условиях: кто-то боролся с ними с помощью багажного сбора, кто-то – введя плату за услуги, которые еще вчера входили в стоимость билета. Как бы то ни было, 2007 г. мировая авиатранспортная отрасль впервые с 2000 г. завершила с чистой прибылью, которая составила 12,9 млрд долл. Пассажирские перевозки выросли почти на 7,5%. Казалось, что можно перевести дух, тем более что и первая половина 2008 г. опасений не вызывала – показатели устойчиво росли.
Неприятности начались в августе, когда стали сокращаться грузовые перевозки, а в октябре стало ясно, что и пассажиры решили взять паузу до лучших времен и пересидеть кризис дома. В результате мировая индустрия авиаперевозок оказалась в самой сложной ситуации за последние 50 лет. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2008 г. суммарные убытки всех авиакомпаний превысили 16,8 млрд долл. В ассоциацию входит большинство крупнейших сетевых перевозчиков. Однако низкотарифные компании не присоединились к IATA, и их данные в ее отчетах и прогнозах не учитываются.
Прилетели!
IATA не скрывает пессимизма: в течение всего 2009 г. ее прогнозы становились все более мрачными: в декабре 2008 г. прогноз убытков на 2009 г. составлял 2,5 млрд долл., весной он вырос до 4,7 млрд, летом остановились на цифре в 9 млрд долл., а последние прогнозы говорят о предполагаемых убытках в 11 млрд долл. Причем впервые с 2003 г. ожидается чистый убыток от основной деятельности в 1,7 млрд долл. Если в 2008 г. доходы авиакомпаний составляли 528 млрд долл., то в 2009 г. они снизились до 448 млрд долл.
По оценке IATA, с наибольшими потерями в 2009 г. столкнулись европейские перевозчики – их убытки оцениваются в 3, 8 млрд долл., немногим меньше потери авиакомпаний из Азиатско-Тихоокеанского региона – 3,6 млрд долл. Североамериканские авиаторы не досчитались 2,6 млрд долл. (что, впрочем, лучше, чем в 2008 г., когда потери исчислялись в 5,1 млрд долл.). Ближний Восток и Африка потеряли по 500 млн долл., а Латинской Америке удалось «выйти в ноль» (все данные – прогнозные).
«Состояние авиатранспортной отрасли в настоящее время ужасно, – считает Джованни Бисиньяни, генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). – С замедлением темпов экономического развития спрос падает быстрее, чем можно было предположить».
И действительно, падение было стремительным, а его скорость поражала воображение. Только в декабре 2008 г. авиаперевозки грузов рухнули почти на четверть. «Это беспрецедентный, шокирующий, результат», – говорил весной 2009 г. Джованни Бисиньяни. По его словам, «стремительное сокращение объемов перевозок забросило нас в бездну, и дно пока не просматривается». «Пристегните ремни и приготовьтесь к жесткой посадке», – предупредил он руководителей авиакомпаний.
В июне 2009 г., на ежегодной конференции IATA и Мировом саммите воздушного транспорта в Куала-Лумпуре (Малайзия), уже можно было точнее оценить масштаб катастрофы. «Это похоже на землетрясение, нашу отрасль хорошенько тряхнуло, – сказал Дж. Бисиньяни в своей образной манере. – Как долго мы будем брести по пустыне глобальной рецессии?»
От 2009 г. также не ждали ничего хорошего. Совокупность негативных факторов, таких как падающий спрос, сокращение доходов, рухнувшее доверие потребителей, страх пандемии свиного гриппа, – все это оценивалось в недополучении авиаперевозчиками как минимум 80 млрд долл.
У нынешнего спада нет прецедентов, и заметить изменение тенденции можно лишь по косвенным признакам. Таковыми можно считать грузовые авиаперевозки. В декабре 2008 г. они рухнули почти на четверть и в последующие полгода оставались на этом уровне.
Ко второй половине 2009 г. обвальное падение несколько замедлилось. Объемы грузо- и пассажироперевозок все еще были значительно хуже, чем в 2008 г., но спуск стал более пологим. В июле 2009 г. грузоперевозки были на 11,3% ниже, чем в 2008 г., но это все же не те чудовищные 23%, которые наблюдались в декабре-январе. Возможно, это первый сигнал к тому, что мировая экономика вновь начинает работать. Но эти признаки слабы и невнятны. То же и с пассажирскими перевозками: в июле они были на 2,9% ниже, чем годом ранее, но это все же лучше, чем спад в 11%, наблюдавшийся в марте.
В целом за 2009 г. ожидается сокращение пассажирооборота на 4% по сравнению с предыдущим годом и грузооборота – на 14%.
Что касается доходов авиакомпаний, то они, как говорится, «пробили дно». Произошло резкое сокращение спроса на премиальные сектора перевозок – он сократился на 20% по сравнению со спадом всей экономики, равным 5%. При этом авиакомпании, пытаясь удержать оставшихся любителей путешествовать с королевским комфортом, предоставляют таким пассажирам огромные скидки. Что касается грузоперевозок, несмотря на некоторое улучшение показателей, уровень загрузки авиамощностей опустился ниже 50%, и это при том, что 227 грузовых самолетов выведены из эксплуатации. В результате доходы от пассажироперевозок упали в 2009 г. на 12%, от грузовых перевозок – на 15%. Совокупные убытки за два «кошмарных» года оцениваются в 27,8 млрд долл., что уже превзошло потери 2001–2002 гг., когда после терактов 11 сентября отрасль потеряла 24,3 млрд долл.
Все специалисты сходятся в одном: нынешний кризис в корне отличается от всех предыдущих как глубиной падения, так и масштабом потрясений. «Конечно, в истории мировой гражданской авиации было немало кризисов. Но даже самые громкие из них длились от силы три месяца и были локализованы в каком-то одном регионе. Так произошло после войны в Персидском заливе, паники из-за распространения атипичной пневмонии и терактов 11 сентября, – напоминает Дж.Бисиньяни. – Даже потрясения, вызванные ростом цен на топливо, нельзя считать кризисом в полном смысле слова. Хотя бы потому, что пассажиры продолжали интенсивно пользоваться воздушным транспортом, а у авиакомпаний была возможность выйти из положения, например, за счет топливных сборов. Сейчас же лихорадит весь мировой рынок. И самое печальное, что никто не знает, как с этим бороться».
С начала кризиса в мире уже обанкротилось более 50 авиакомпаний, а те, что остались, продолжают стремительно наращивать долги. Суммарная задолженность всех авиаперевозчиков мира, по данным IATA, вплотную приблизилась к 200 млрд долл. – огромная цифра, особенно если учесть, что вся выручка индустрии равняется немногим более 500 млрд долл. в год. Это создает реальную угрозу банкротства для большинства авиакомпаний мира. «После событий 11 сентября общая выручка авиакомпаний упала на 7%. И тогда отрасли потребовалось три года, чтобы восстановить свои показатели. Но это произошло на фоне устойчивого роста мировой экономики, – отмечает Бисиньяни. – В этот раз падение составило 15%, или 80 млрд долл.».
Но проблемы одних потянули за собой и других. Финансовые трудности мировой индустрии авиаперевозок вместе со снизившимся пассажиропотоком неизбежно приведут к резкому сокращению спроса на самолеты. По данным журнала «Авиасалоны мира», за последний год количество авиалайнеров, выведенных из эксплуатации, выросло почти на треть. К середине 2009 г. на долговременную стоянку в США и других регионах мира было отправлено почти 2,5 тыс. реактивных самолетов. Журнал напоминает, что после терактов 11 сентября авиакомпании всего мира поставили на прикол чуть более 2 тыс. авиалайнеров, что равнялось 13% мирового авиапарка, состоявшего тогда из 16 тыс. воздушных судов. Сейчас мировой авиапарк насчитывает 23 тыс. самолетов. И пока доля поставленных на прикол авиалайнеров всего около 11%. Можно с уверенностью сказать, что большая часть выведенных из эксплуатации самолетов никогда не вернется в строй.
Разрешение на взлет
«А теперь, дорогие пассажиры, со всем этим хозяйством на борту мы попытаемся взлететь», – говорилось в старом анекдоте. Применительно к нынешней ситуации речь идет о том, каким образом, с грузом всех свалившихся на нее проблем, мировая авиация попытается снова взлететь. Ведь авиация, какими бы трудными ни были нынешние времена, останется «на крыле»: без авиапутешествий и авиаперевозок уже давно невозможно представить современную жизнь.
Мнения профессионалов отрасли разделились. Некоторые из них считают, что дно кризиса достигнуто и можно осторожно надеяться на восстановление. Другие же, и в их числе генеральный директор IATA Дж. Бисиньяни, к оптимистам себя не относят. «Меняются правила поведения в бизнесе. Корпорации резко сократили расходы на путешествия, и теперь серьезным конкурентом авиакомпаниям стали видеоконференции, – говорит он. – Я реалист, и я не вижу фактов в поддержку мнения о начале восстановления отрасли».
Прогнозы на 2010 г. пока не внушают оптимизма. Судя по всему, отрасль будет продолжать нести потери. По оценке IATA, они составят как минимум 3,8 млрд долл. Такой прогноз сделан исходя из предположения, что цена нефти в среднем составит 72 долл. за баррель. Ситуация с доходами, похоже, превратится в долгоиграющую катастрофу. «Доходы имеют обыкновение быстро падать и почти никогда не восстанавливаться, – делится своими наблюдениями Бисиньяни. – Даже при условии возобновления роста перевозок, мы полагаем, что доходность отрасли вернется к уровню 2008 г. не ранее 2012 г.».
Что же делать? Вернуться к основам авиаиндустрии – сокращать расходы, лучше управлять компаниями, копить наличность – советует руководитель IATA. Например, более активно применять программу «Упрощения бизнеса» (Simplifying the Business), принятую IATA несколько лет назад. Она реально помогает сокращать расходы. Так, введение электронных билетов уже сэкономило отрасли 3 млрд долл. Еще 1 млрд удалось выкроить на установке стоек для самостоятельной регистрации авиапассажиров. Сейчас разрабатывается система электронного фрахта для грузоперевозок и самообслуживания при регистрации багажа, что в совокупности позволит сэкономить еще 10 млрд долл.
Именно в эти тяжелые времена следует призвать к финансовому порядку монопольных поставщиков услуг – аэропорты и навигационные службы, считает Международная ассоциация воздушного транспорта. Авиалинии ежегодно платят этим структурам свыше 54 млрд долл. По мнению IATA, они должны разделить с авиалиниями бремя кризиса. Некоторые из них так и делают: Малайзия сократила сборы на 50%, Сингапур – на 25%. Однако другие аэропорты, напротив, пытаются поправить свои дела за счет повышения тарифов.
Очевидно одно: послекризисный мир будет иным, бизнес и корпоративные модели поведения изменятся. «Правительствам, партнерам и авиакомпаниям надо использовать кризис как возможность построить новую, более крепкую авиаиндустрию», – призывает коллег Джованни Бисиньяни.
Ирина МУРАВЬЕВА
Скачать статью (.doc)