Какое удовольствие «споткнуться» взглядом о старую безделушку и вспомнить: ведь мы привезли ее из путешествия. А этот магнитик на холодильник подарили друзья, вернувшиеся с края света. Личные, деловые, нужные и ненужные, копеечные и сверхценные подарки и сувениры — это целый мир взаимоотношений, воспоминаний, увлечений.
Что подарить на Новый год и день рождения? Что привезти друзьям и коллегам из путешествия? Что уместно подарить шефу на юбилей и как ненавязчиво напомнить о себе партнерам по бизнесу? Покупка подарков и сувениров — это всегда мучительный выбор и неуверенность. У проблемы есть решение — это международная специализированная выставка индустрии рекламных сувениров, подарков, предметов для продвижения бизнеса «IPSA Рекламные сувениры», которая является ведущей в российской индустрии рекламных сувениров и крупнейшей подобной выставкой в Восточной Европе.
Календари, авторучки, магниты на холодильники, бокалы, рюмки и пепельницы, часы и драгоценности — мир подарков и сувениров неисчерпаем как сама жизнь. Как и когда они вошли в моду и стали непременным атрибутом делового и личного общения? У многих из этих вещей своя, интересная, история.
Креативный календарь
Первым рекламным сувениром считается календарь, который в 1845 г. некий американский предприниматель подарил нескольким своим клиентам. Но это был не просто календарь — на обратной стороне сообразительный бизнесмен указал свои данные и как с ним связаться. А вот это, говоря современным языком, уже был креативный прорыв. Прием оказался настолько эффективным, что вскоре и другие компании последовали его примеру. Вскоре подобные рекламные подарки буквально наводнили рынок, причем использовались уже не только календари, но и ручки, записные книжки с фирменной символикой, а также другие, иной раз не совсем обычные, вещи, например попоны для лошадей и щупы для измерения остатка бензина в топливном баке. В начале XX в. рекламные сувениры завоевали мир, в том числе и Россию.
Казалось бы, такой милый обычай — посылать друг другу поздравительные открытки — существовал всегда. Оказывается нет. Рождественской открытке всего 160 лет. Впервые ее создал Джон Кэлкотт Хорсли в 1843 г., в Лондоне, по просьбе своего друга, сэра Генри Коула. Генри Коул был богатым английским промышленником, не чуждым инновационным идеям того времени. Именно ему пришла в голову идея разрисовать пасторальными сценами кусочек картона, напечатать некоторое количество таких картонок и разослать своим друзьям и партнерам с пожеланием счастливого Рождества. Идея оказалась чрезвычайно плодотворной. Первая партия в 1 тыс. открыток по 1 шиллингу разошлась мгновенно. Одновременно была решена и другая задача. Сэр Генри Коул занимался модернизацией английской почтовой системы. И его разрисованные картонки стали прекрасным средством резко повысить продажи почтовых марок стоимостью в 1 пенни – до того они не находили спроса.
Поначалу на английских почтовых открытках крайне редко можно было увидеть зимние пейзажи или религиозные сцены — чаще всего это были цветочные композиции, напоминавшие о приближении весны, иногда — изображения детей и животных. Только в 1873 г. компания Prang and Mayer, делавшая литографии, начала создавать особые, поздравительные, открытки с соответствующими сюжетами. В 1874 г. первая партия таких открыток была отправлена за океан, в Америку, где они получили огромное распространение и гигантский рынок сбыта. Популярность открыток была такова, что настоящие английские открытки стали подделывать, а владелец фирмы Луи Пранг, которого называли «отцом американских рождественских открыток» был вытеснен с рынка
Подари ручку — не ошибешься
Самый нейтральный и всегда полезный сувенир — это ручка. Можно выбрать дорогущую за сотни долларов, а можно — простенькую BIC. Она, кстати, не так проста, как кажется. Нет, пожалуй, в цивилизованном мире человека, который ни разу в жизни не писал ручкой BIC, которую делает этот всемирно известный производитель канцелярских товаров из Франции. Но честь изобретения шариковой ручки принадлежит вовсе не французам, а братьям-венграм Ласло и Георгу Биро, которые запатентовали свое изобретение в 40-х гг. прошлого века. Марсель Бик купил в 1950 г. права на изобретение и сделал этот вид ручек всемирно популярным. Первая шариковая ручка компании BIC Cristal появилась в 1950 г., и сегодня это экспонат Музея современного искусства в Нью-Йорке. Главным достоинством BIC Cristal была ее низкая цена. Именно она определила популярность новинки, которой понадобилось всего несколько лет для того, чтобы покорить всю Европу, а потом и весь мир.
Но у популярности есть и оборотная сторона — ручку BIC стали нещадно подделывать, а подделки, естественно, продавать еще дешевле оригинала. Настоящую BIC от пиратской можно отличить по маленькой дырочке на колпачке. «Зачем вы делаете эту ненужную дырочку, ведь она не несет никакой функциональной нагрузки? Это дополнительная технологическая операция, которая удорожает производство», — спросил коллега автора у одного из руководителей BIC. «Колпачок маленький, — ответил тот. — Его может взять в рот ребенок и подавиться. Дырочка пропускает воздух и позволит ему продержаться до приезда врачей». Пираты, естественно, о таких вещах не думают.
Магнитные бури
Самый, пожалуй, популярный сувенир последних лет — магнитики на холодильник. Красивый, дешевый и не занимает много места. Но далеко не все в восторге от этой вещицы. Кое-кто считает их худшим изобретением человечества, способным испортить творение любого, даже самого талантливого, дизайнера интерьеров. Тем не менее магнитики любят, с удовольствием их покупают и дарят.
Первый патент на магнитики получил в начале 1970-х Уильям Циммерман из Сент-Луиса, шт. Миссури. Его идея состояла не в том, чтобы увесить весь холодильник красивыми картинками из дальних стран. Изначально они предназначались не для декорирования бытовой техники, а для маскировки царапин и прочих повреждений. Ведь холодильник — вещь дорогая, и покупать новый из-за неэстетичных царапин и сколов невыгодно. Предшественниками магнитов, использовавшимися для маскировки изъянов, были переводные картинки-наклейки. Но они имели ряд недостатков: наклеить их можно было всего один раз, нельзя переместить на другое место, убрать. Магнит служит долго, не портит поверхность, не стирается.
Ирина МУРАВЬЕВА
Выставка «IPSA Рекламные сувениры» состоится 10–12 сентября 2013 г. в МВЦ «Крокус Экспо» в павильоне 2.
Первые поздравительные открытки появились всего полтора века назад — их изобрели в Британии.
Первая шариковая ручка фирмы BIC находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Крупнейшая коллекция магнитов на холодильник принадлежит Луизе Дж. Гринфарб из Хендерсона, близ Лас-Вегаса в штате Невада. Она была внесена в Мировую книгу рекордов Гиннесса за 1997 г. как обладательница 19,3 тыс. магнитов. Согласно британской «Книге альтернативных расчетов» количество магнитов Луизы позже перевалило за отметку в 30 тыс. Более 7 тыс. её магнитов представлены на выставке в Лас-Вегасском музее Гиннесса.
Выставка «IPSA Рекламные сувениры. Осень–2013» является открытой специализированной выставкой, посвященной деловым подаркам, бизнес сувенирам и другой продукции, предназначенной для продвижения на рынке корпоративных клиентов. Участники имеют возможность прямого общения с потенциальными клиентами — конечными заказчиками и агентствами. Организатор — ООО «ИПСА Рекламные сувениры» приглашает к участию в выставке все категории поставщиков рекламно-сувенирной продукции: канцелярские компании, типографии, производителей календарей и ежедневников, конфет, других кондитерских изделий, турагентства (корпоративный туризм) и пр. Практически все участники отмечают, что выставка чрезвычайно эффективна, и что здесь практически не бывает «пустых» переговоров.