В конце XIX века международные универсальные выставки стали настолько популярны, что проводились в разных странах каждый год. Они устраивались для того, чтобы представить достижения промышленности и науки, а также пробудить чувство национальной гордости у населения. В 1897 г. было организовано целых четыре таких экспозиции – в Брюсселе (Бельгия), Гватемала-Сити (Гватемала), Нэшвилле (США) и Стокгольме (Швеция).
Стокгольмская выставка промышленности, науки и искусства (ее еще называли Северной выставкой) была объявлена региональной скандинавской экспозицией, в которой приняли участие, помимо Швеции, Норвегия, Дания и Россия с входившей в ее состав Финляндией.
Решение о проведении Стокгольмской выставки, принятое в 1895 г., далось нелегко. Участие в ней Норвегии, предложенное шведским правительством, было одобрено ничтожным большинством голосов (58 против 56). Это было время острых противоречий, когда шведская и норвежская части королевства отстаивали свои интересы и «тянули одеяло» на себя. Тем не менее свою роль сыграло лоббирование деловых кругов, которые считали, что настало время продемонстрировать достижения Швеции и Норвегии. Время проведения выставки было приурочено к празднованию 25-летия восшествия на престол Оскара II, короля Швеции и Норвегии.
В 1895 г. началось строительство павильонов. Под выставку была выделена территория площадью более 200 тыс. кв. м на острове Юргорден, который находится в стокгольмской бухте, а своим северным берегом выходит к шведской столице. К югу от территории выставки находился Скансен – первый в мире этнографический музей под открытым небом, основанный ещё в 1891 г. Восточная часть острова соединялась с городом мостом. На Юргордене были сооружены павильоны различных отделов выставки: художественного, военного, химического, машинного, рыболовства и т.д.
Король Оскар II открыл выставку 15 мая 1897 г. Эта дата знаменательна в истории Швеции еще и тем, что в этот день он заложил первый камень в строительство здания нового парламента страны.
Главным на выставке являлся монументальный деревянный павильон промышленности. Русская туристка И. Гриневская писала: «Это высокое, очень оригинальное куполообразное здание, с четырьмя башнями по углам, верхушки которых сообщаются висящими в воздухе мостиками с главной средней частью, задуманной вроде какой-то короны. Оно возвышается над всем городом и имеет вместе с флагштоком 97 м вышины». (Цитируем по работе О. Яковлева «Русский отдел на Художественно-промышленной выставке в Стокгольме в 1897 г.», Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН). После выставки, впрочем, величественное сооружение было демонтировано, как и другие павильоны, построенные из непрочных материалов.
На выставке было представлено техническое оборудование и товары массового потребления, произведенные в Швеции, других скандинавских странах и в России. Во время ее работы были организованы развлекательные мероприятия для посетителей.
Популярностью среди посетителей пользовались новые технологии, связанные с производством кинофильмов и воспроизведением звука. Представленное на выставке оборудование позволило заснять на кинопленку церемонию открытия выставки, и это изображение сохранилось до наших дней. Оно считается первым документальным фильмом, снятым в Швеции, и его можно сегодня найти в интернете.
Большое впечатление на посетителей производила презентация рентгеновских лучей, действие которых было впервые представлено широкой публике именно в Швеции.
Среди экспонатов внимание привлекало телефонное оборудование. Дело в том, что Швеция была одним из мировых лидеров по его производству, а Стокгольм в середине 90-х гг. XIX в. был самым телефонизированным городом мира, имея наивысший показатель по числу телефонов на душу населения.
Раздел искусства располагался в отдельном павильоне, который был сконструирован Фердинандом Бробергом. Здание было выкрашено в белый цвет и само выглядело, по свидетельству очевидцев, как произведение искусства. В 33 залах павильона были выставлены работы многих известных художников из Европы: Эдварда Мунка, Огюста Родена, Поля Гогена, Эдгара Дега, Уильяма Морриса, а из России – картины Репина «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и Маковского (картины на сюжеты из украинской жизни).
В восточной части территории выставки располагался Музей Севера. Он занимал красивое, в дворцовом стиле, здание площадью 5 тыс. кв. м, в котором размещались экспонаты, связанные с развитием науки, образования и здравоохранения скандинавских стран. В западной части выставки находился павильон машин и механизмов, представлявший собой огромное здание площадью 10 тыс. кв. м. Швеция уже в то время располагала развитой деревообрабатывающей промышленностью, поэтому под экспозицию о лесном хозяйстве страны был отдан целый павильон.
Одной из самых популярных экспозиций, которую посещали ежедневно до 12 тыс. человек, была секция, посвященная истории Швеции, под названием Старый Стокгольм. Здесь был воспроизведен средневековый Стокгольм XVI века, времен правления короля Густава Васа, объединителя Швеции. Центральной частью экспозиции были дворец Тре Крунур (Три Короны) и большой собор, в котором Олаус Петри (писатель и теолог XVI в.) объявил о реформации Швеции.
Большой популярностью пользовался российский отдел экспозиции. Ее неоднократно посещал король Швеции Оскар II, другие члены королевской семьи.
Для России участие в Северной выставке было принципиально важным – Россия в это время как раз рассматривала вопрос о заключении нового торгового договора со Швецией и Норвегией, который должен был заменить устаревший договор 1838 г. Посланник в Стокгольме И.А. Зиновьев выступил инициатором участия России в этой выставке и по политическим причинам, и потому, что считал необходимым опровергнуть мнение скандинавов об отсталости русской промышленности, а также сделать рекламу русских товаров в Северной Европе.
Большую часть экспонатов русского отдела отправили весной 1897 г. до г. Ганге в Финляндии, а оттуда пароходом до Стокгольма.
Русскому отделу была предназначена низкая пристройка к главному павильону. Чтобы придать ему более привлекательный вид, перед пристройкой был возведен деревянный павильон по мотивам архитектуры Русского Севера ХVII в. Его композиционным акцентом стала высокая шатровая кровля, на гребне которой красовалась надпись: «Россия».
В русском отделе были широко представлены мануфактурные изделия: шелковые, шерстяные, льняные и хлопчатобумажные ткани, меха, парфюмерия. Фирма «Нобель» демонстрировала продукты из нефти. Совет Всероссийского съезда мукомолов экспонировал различные сорта муки и продукты ее переработки. Русские хлебопеки прямо на выставке выпекали хлеб и продавали его. Были также выставлены консервы, сахар, различные сорта чая торговой фирмы К. и С. Поповых, алкогольные напитки П.А. Смирнова, пиво «Новой Баварии». Центральное место занимали изделия из камня Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабрик, фарфор и хрусталь Императорского Фарфорового завода, ювелирные изделия Фаберже. «Судя по количеству публики, всегда наполняющей наш отдел, – отмечала И. Гриневская, – по ее похвальным замечаниям, по лестным отзывам короля, экспонаты русского отдела имели успех у посетителей». Она также подчеркивала: «Изделия Кыштымского завода производят фурор, почти на всех выставленных предметах навешаны билетики Säld (продано)».
По подсчетам шведской администрации, Северную выставку посетили 2,4 млн человек (из них не менее 20 тыс. посетителей было из России). Если сравнивать это с посещаемостью выставки в Париже в 1889 г. (32 млн) или Чикаго в 1893 г. (27 млн), цифры невелики, но по масштабам Швеции они огромны – это больше половины всего населения станы в то время.
В целях привлечения посетителей цена билетов в ходе работы выставки варьировалась. Так, в день открытия посетить экспозицию мог позволить себе далеко не каждый: цена входного билета составляла 10 крон, что было равно зарплате портового рабочего за два с половиной дня. Это был день для богатых. В последующем цену снизили до 1,5–2 крон, а иногда ее снижали и до 50 эре для привлечения малоимущих посетителей и рабочего люда.
Подумали организаторы и о жителях провинции – для того, чтобы с их помощью увеличить посещаемость экспозиции и, соответственно, ее доходность, были организованы специальные народные поезда, которые по сниженным тарифам привозили в Стокгольм народ из малых городов и деревень. Некоторые владельцы предприятий субсидировали своих рабочих для посещения выставки, не только оплачивая проезд и приобретая для них входные билеты, но иногда и финансируя сутки пребывания в гостинице и карманные расходы.
В целом Стокгольмская выставка оказалась успешной, на ней удалось продемонстрировать практически все, что Швеция и Скандинавия могли бы предложить миру в то время. Она показала, что Швеция прошла солидный путь промышленного развития со времени своего первого участия во всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. и вошла в число передовых индустриальных держав. Оказались в выигрыше и предприниматели, многие из которых сделали себе состояния на этой выставке.
Вместе с тем финал мероприятия был немного подпорчен массовым разграблением экспонатов, которые посетители активно растаскивали на сувениры во время закрытия выставки.
Ирина МУРАВЬЕВА,
Борис ПАВЛОВ
В 90-х годах XIX века в Швеции было больше всего телефонов на душу населения.
На Северной выставке было представлено 3736 экспонентов, среди них 2439 шведских участников, 666 норвежских, 340 датских и 305 русских.
Общая площадь Стокгольмской экспозиции составила 208 тыс. кв. м.
Северную выставку посетили 2,4 млн человек (из них не менее 20 тыс. посетителей было из России).
Почти половина экспонентов русского отдела получила награды – это самый высокий процент награждений на выставке. Русским было присуждено 43 золотых медали, 57 серебряных, 35 – бронзовых; 9 фирм удостоились почетного звания «Поставщиков короля Швеции и Норвегии».
Король Оскар II неоднократно посещал российский отдел и высказал признательность за участие России в Стокгольмской выставке. «Я очень и очень рад, что Россия приняла участие в Северной выставке. Потрудитесь передать вашему министру господину Витте мою живейшую благодарность за его содействие», – сказал король, вручая награду российскому генеральному комиссару Миллеру.
Для того чтобы как можно больше русских туристов смогли посетить выставку, по предложению С.Ю. Витте Николай II 22 мая 1897 г. разрешил установить льготную оплату заграничного паспорта: 50 коп. вместо 10–15 руб. Также были установлены льготы по проезду Финляндским пароходным обществом и Финляндской железной дорогой.
Главный павильон, где располагалась экспозиция, был сконструирован архитекторами Фердинандом Бробергом и Фредериком Лильеквистом. Он представлял собой огромное деревянное сооружение площадью около 17 тыс. кв. м. Четыре минарета и центральный купол зала высотой около 100 м были имитацией мечети Айя-София в Стамбуле. Для его строительства потребовалось срубить и обработать 34 тыс. деревьев.
Многие предприниматели сделали себе состояния на Северной выставке. Одним из таких был ресторатор Нильс Петер Сванфельд. Через несколько лет после закрытия выставки он построил в Упсале импозантное здание Svanfeldtska House, которое также называют Дворцом кронпринца. Ходили слухи, что деньги на роскошную, дорогостоящую медную крышу он заработал как раз на Стокгольмской выставке, подняв цену на чашечку кофе всего на 1 эре (1 сотая кроны).