С ростом городского населения, изменением уклада и образа жизни, развитием торговли и системы общественного питания возникла потребность в новых формах и способах доставки овощей на стол потребителей. Семейство Бондюэль еще в начале прошлого века уловило эти новые тенденции. В результате основанная ими компания Bonduelle стала крупнейшей в мире корпорацией, диктующей политику на мировом рынке плодоовощной продукции.
Знаменитая ныне компания Bonduelle возникла в середине XIX в. на севере Франции. Ее основателями были Луи Бондюэль-Даль и Луи Лесафр-Руссель. Оба — выходцы из крестьянских семей, вполне зажиточных, но не слишком богатых. В 1853 г. они открыли в городке Маркет-ле-Лилль спиртовой завод. По тем временам это было куда надежнее и перспективнее, нежели вкладываться в выращивание овощей или фруктов. По крайней мере не было проблем с хранением продукции и с ее сбытом.
Три десятилетия спиртовой бизнес приносил Бондюэлю и Лесафру стабильный и постоянный доход. Сытое благополучие прервалось только в 1901 г., когда возникшие противоречия между семействами заставили разделить между основателями столь успешно нажитую собственность. Семья Бондюэль, которой достался завод в Ренескюре, продолжала заниматься спиртом, а Лесафры взялись за производство дрожжей, к которыми они давно интересовались. Впоследствии именно дрожжи стали основным продуктом семейного предприятия, а Lesaffre и по сей день является во Франции крупнейшим и наиболее известным их производителем.
Перемены пришли в семью Бондюэль вместе с машиной для лущения гороха, которую привезли на ферму где-то в начале 20-х. Вслед за ней заказали и автоклав, чтобы попробовать делать овощные консервы. По большому счету, ничего особо революционного в этом решении не было: консервирование было известно с 1810 г., когда Николя Аппер изобрел этот способ хранения продуктов. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» так описывал новшество: «Аппер рекомендует для сохранения мясных и растительных припасов положить приготовленные припасы в белые жестянки, герметически закрыть их и кипятить в соленой воде от 1/2 часа до 4 ч., смотря по величине жестянки, и, нагрев несколько более 100° Ц., оставить их в таком виде сохраняться».
К концу первой четверти ХХ в. консервы уже получили широкое распространение, но в основном мясные. Консервировать овощи считалось нерентабельным. Слишком дешев был исходный продукт, да и кому бы в те времена пришло в голову вместо свежего горошка есть консервированный. Но Бондюэли решили попробовать и в первый год закатали вручную не то 90, не 120 тыс. банок. И получили отличный доход от их продажи.
«Овощи и ничего, кроме овощей» — к этому принципу, определяющему стратегию компании, Bonduelle пришла позже, а пока, после Второй мировой войны, на четыре года прервавшей деятельность ее предприятий, лихорадочно восстанавливала свое положение на рынке. Производство консервированного зеленого горошка было лишь частью семейного бизнеса, но дела в этом сегменте шли бойко.
Для начала владельцы расстались с фирмой, которая раньше занималась реализацией их продукцией, и создали собственную сбытовую сеть. Вторым знаковым событием стало создание бренда. А затем последовало и третье — расширение производства. Спрос на зеленый горошек рос столь активно, что компания принялась скупать урожай у окрестных фермеров.
В 1957 г. Bonduelle предложила покупателям новый продукт — смесь зеленого горошка с морковью. Хозяйки встретили его с восторгом. Причем не только потому, что эти консервы облегчали приготовление обеда. Всеми было отмечено и высокое качество продукта. Владельцы компании тут же сделали выводы. Отныне борьба за качество стала постоянной заботой Bonduelle.
Еще через 11 лет, благодаря появлению новых технологий, компания включила в свой ассортимент замороженные овощи. Новшество оценили не только во Франции. Продукцию стали активно покупать и другие страны. В 1969 г. компания открыла представительство в Германии, в 1972-м в Италии, в 1973-м в Англии, в 1986 г. в Испании, далее — везде.
Экспорт овощей увеличивался из года в год, и Bonduelle купила несколько сельскохозяйственных компаний на юго-западе Франции, а в Бельгии — ведущего производителя консервинованных овощей «Мари-Тюма». В ее деятельности появились два новых направления — кукуруза и шампиньоны. В 1986-м еще одна премьера, сопровождавшаяся полным аншлагом — «Овощи для жарки «Минутка».
К концу ХХ столетия компания, которая к этому моменту именовалась «Группа Бондюэль» (Bonduelle Group), так разрослась, что потребовалась срочная реорганизация. В результате было создано нечто вроде федерации из пяти независимо управляемых филиалов. В скором времени к ним присоединился и шестой — «Кулинария Бондюэль».
XXI век Bonduelle встретила в качестве мирового лидера по производству и торговле консервированными и замороженными овощами. От точечных покупок отдельных овощеводческих хозяйств и консервных компаний группа переходит к политике масштабной экспансии, приобретая крупнейшие в Европе предприятия этой сферы и открывая новые предприятия. В 2004 г. пришла очередь и России — в станице Новотитаровская Краснодарского края открылся завод «Бондюэль-Кубань».
На сегодняшний день в России продается более 80 тыс. т консервированных и замороженных овощей Bonduelle. Дистрибьюторская сеть компании насчитывает более 100 клиентов и территориально охватывает всю Россию. Более того, в течение последних 10 лет марка «Бондюэль» является лидером российского рынка консервированных овощей, имея самые высокие показатели по потреблению, узнаваемости и лояльности потребителей.
«Бондюэль-Кубань» начинал с мощности в 27 млн банок овощных консервов в год. Сегодня это один из крупнейших консервных заводов в России, а доля выпускаемых им консервов, уже составляет 26% от всей консервной продукции Краснодарского края. На предприятии постоянно трудятся 130 работников и около 300 — сезонных рабочих. Если учесть, что каждое рабочее место стимулирует создание еще трех косвенных, то «Бондюэль-Кубань» дает региону около тысячи вакансий.
Как рассказывал на открытии второй очереди завода в Краснодарском крае генеральный директор компании Bonduelle Group Бенуа Бондюэль, все зарубежные сорта и гибриды, используемые предприятием «Бондюэль-Кубань», полностью соответствуют вкусу россиян, их кулинарным пристрастиям. «Именно поэтому российский зеленый горошек «Бондюэль» отличается от консервов этой фирмы в других странах. Ведь сила и успех марки «Бондюэль» в том, что ее продукция соответствует вкусам потребителя в каждой стране. Нет универсального зеленого горошка. Во Франции он должен быть небольшого размера, очень нежным и мягким, потому что его едят в горячем виде как гарнир. В Испании, поскольку зеленый горошек применяют для приготовления национального блюда паэлья, консервируют только сорта с крупными зернами и обязательно в маленьких баночках. Россияне любят горох среднего размера в меру мягкий и упругий, поскольку используют этот вид продукта для приготовления салатов», — рассказал Бенуа Бондюэль.
Андрей ВАСИЛЬЕВ
К началу второго десятилетия XXI в. предприятия Bonduelle располагались в 18 странах мира, а продукция продавалась в 80 странах. На 40 производственных площадках, расположенных на 100 тыс. га на компанию работали 8,4 тыс. сотрудников, не считая сезонных рабочих. Консолидированный оборот Bonduelle в 2011 фин. г. составил 1730 млн евро.
Скачать статью (.doc)