В России активно развивается средне- и малотоннажное судостроение. Современные катера российского производства в последние годы смогли выйти на абсолютно новый уровень, соответствующий по качеству и техническим характеристикам продукции развитых стран Европы. Некоторые эксперты считают, что выпускаемые в России катера иногда даже превосходят по качеству знаменитые зарубежные марки.
Интенсивное развитие малого судостроения, особенно в Санкт-Петербурге и Казани, за последние пять лет привело к вытеснению импорта на российском рынке маломерных судов. По оценкам специалистов, доля отечественной продукции на рынке маломерных судов уже достигла 60%. Более того, в сегменте судов до 7 м она и вовсе превысила 80%.
Еще 10–12 лет назад российские компании оказывали в основном сервисные услуги и были, как правило, только официальными представителями (дилерами) западных фирм, поставлявших малые суда в Россию. В начале 2000-х годов ситуация стала постепенно меняться, начали создаваться отечественные производства, предприятия решились закупать современное оборудование, создавать исследовательские и испытательные лаборатории, набирать специалистов, которые приступили к разработке отечественных ноу-хау в этой быстрорастущей подотрасли. Компании, обладающие минимальным капиталом, командой специалистов и опытом работы, получили возможность открывать собственное производство и выводить на рынок свой бренд. Этот процесс особенно ускорился после кризиса 2008 г., приведшего к существенному росту цен на импортную продукцию.
Развитию отечественного малого судостроения способствовало то, что в стране образовался спрос со стороны сформировавшегося среднего класса — прослойки относительно состоятельных людей, которые не только увлекаются водными видами спорта, но им по карману приобретение небольших катеров и яхт. Свою позитивную роль сыграло и стабильное поступление заказов со стороны государственных структур, а также протекционистская политика властей, установивших заградительные пошлины на импортную продукцию малого судостроения.
Со временем в отрасли появились свои лидеры. Одним из них является петербургская производственная компания Aston Marin, которая успешно вышла на европейский рынок, заключив контракты с немецкими, финскими, шведскими и бельгийскими судовладельцами более чем на 40 млн евро. Основатель и совладелец этого предприятия Дмитрий Рябец так говорит о некоторых факторах активного развития малого судостроения: «Американские, французские, английские, немецкие, южнокорейские судостроительные концерны обзавелись в России в 90-е годы своими дилерскими сетями и стали вести активные продажи не только в Москве и Петербурге, но и в большинстве регионов страны. Они проводили агрессивную рекламную кампанию, направленную на популяризацию и даже романтизацию отдыха на скоростном катере или прогулочной яхте. В конечном итоге они добились своего: спрос на личные малые суда рос на десятки процентов в год. Владение личным судном стало к 2008 г. модным и престижным делом. Во всех крупных городах начали проводиться парусные регаты, гонки на моторных катерах, открываться яхт-клубы. Наличие небольшого катера стало знаком качества дачного отдыха для среднего класса, а яхты и большого катера — для состоятельных людей».
Молодые судостроительные предприятия начинают играть заметную роль в выполнении государственных заказов. Так, недавно Aston Marin выиграла в конкурсе на производство кораблей для речного маршрутного такси по Неве, в котором участвовали 24 отечественные компании. Еще несколько лет назад трудно было представить, что в конкурсе может участвовать такое количество конкурентов. Правда, как говорят специалисты, многие из них не являются полноценными производителями, локализация их производства относительно небольшая, преобладает, что называется, «отверточная сборка». Но среди претендентов были и заводы полного цикла. Благоприятные экономические условия в России для развития маломерного судостроения и наличие технических возможностей обеспечили высокую конкурентоспособность катеров и яхт, что позволило отечественным производителям выйти со своей продукцией на европейский рынок.
Свою лепту в развитие отечественного среднего судостроения вкладывают также и предприятия государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Она продолжает расширяться и приобрела некоторое время назад контрольный пакет судостроительного завода «Красное Сормово» (Нижний Новгород). Предприятие получило заказ на строительство 10 танкеров «река–море» проекта RST27 для компании «Волга-Балт-Танкер». Первый контракт на 5 танкеров был подписан в июне 2011 г., второй — в октябре. Суда проекта RST27 предназначены для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов. Танкеры удовлетворяют габаритам Волго-Донского судоходного канала и Волго-Балтийского пути. Габаритная длина судна составляет 140,85 м, ширина — 16,6 м, высота борта — 6 м. По российской классификации танкеры относятся к классу «Волго-Дон макс». Такие же танкеры строятся и на «Окской судоверфи», которая входит в холдинг UCLH. Они постепенно будут заменять суда предыдущей серии «Волго-Дон».
Серию из 10 сухогрузов RSD49 для ОАО «Северо-Западное пароходство» строит и Невский судостроительно-судоремонтный завод, являющийся частным предприятием, не входящим ни в один из крупных отраслевых холдингов. Суда проекта RSD49 в соответствии с принятой классификацией также относятся к классу «Волго-Дон макс» и имеют максимально возможные для Волго-Донского судоходного канала габариты.
Еще одно предприятие — ООО «Верфь братьев Нобель» — успешно строит серию танкеров проекта RST25 для «Московского речного пароходства». RST25 — это абсолютно новый тип танкеров «река–море» с повышенным классом экологической безопасности и автоматизации. Проект судна разработан Морским инженерным бюро. На этой верфи строится также серия катеров-бонопостановщиков проекта А40-2Б, предназначенных для спасательных и очистных операций в акватории портов.
Хороший пример показывают и совсем небольшие предприятия, не имеющие даже собственных производственных мощностей. Эксперты отрасли называют ООО «Композитное кораблестроение», которое арендует судостроительные мощности на «Восточной верфи» во Владивостоке и сборочную площадку на заводе «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Компания делает катамараны собственного проекта из композитных материалов, что сокращает сроки строительства, уменьшает вес корпуса судна при сохранении его прочностных характеристик и увеличивает пассажировместимость. Именно катамараны компании «Композитное кораблестроение» обслуживали саммит АТЭС в начале сентября 2012 г. во Владивостоке. Кроме того, компанией разработан проект катера ледового класса РР 167, который предназначен для патрульно-инспекционных, поисково-спасательных работ, а также выполнения служебно-разъездных функций. Материалом корпуса катера служит стеклопластик.
Таким образом, реальная ситуация в российском судостроении подтверждает основной закон экономики — где есть спрос и конкуренция, там есть и развитие. В настоящее время — это сегмент малого и среднего судостроения.
Борис ПАВЛОВ
Благоприятные экономические условия в России для развития маломерного судостроения обеспечили высокую конкурентоспособность отечественных катеров и яхт. Российские катера почти в два раза дешевле европейских, в полтора раза — американских и южнокорейских.
Катамараны компании «Композитное кораблестроение» обслуживали саммит АТЭС в начале сентября 2012 г. во Владивостоке. Конструктивно судно состоит из двух симметричных корпусов, соединенных между собой мостом, на котором размещена двухъярусная надстройка. Форма корпуса обеспечивает максимальную скорость на взволнованной водной поверхности и устойчивость в статическом и динамическом режиме. Надстройка служит для размещения пассажиров, экипажа, систем управления и связи.
Доля отечественной продукции на рынке маломерных судов уже достигла 60%, а в сегменте судов до 7 м она превысила 80%.
Типы моторных яхт
Sport yacht — скоростные яхты (развивают скорость в 30–40 узлов) с мощными двигателями, рассчитанные на непродолжительные выходы в акваторию. Спортивные яхты имеют небольшую емкость топливных цистерн, сравнительно небольшую массу. Корпус яхты обычно однообъемный с полурубкой или жесткой крышей над кокпитом.
Pilot house (sedan) — самая многочисленная группа среди моторных яхт. Представляют собой суда с развитой надстройкой (имеют рубку с круговым остеклением), а также, в большинстве моделей, с открытым ходовым мостиком на крыше рубки.
Trawler — моторные яхты, предназначенные для продолжительного пребывания в акватории. Они развивают скорость до 10–12 узлов, обладают повышенной мореходностью и автономностью.
Mega (super) yacht — моторные яхты, размеры которых начинаются от 60 футов. Строятся, как правило, по эксклюзивным заказам, с уникальным интерьером и высокотехнологичным оборудованием.
Скачать статью (.doc)