Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB AMC) уже 12 лет представляет в России общие интересы официальных импортеров международных автомобильных марок. У многих компаний, входящих в комитет, за эти годы появилось свое производство в России, и бурные события, происходящие на отечественном автомобильном рынке, не оставляют их равнодушными. В преддверии Московского международного автомобильного салона члены комитета поделились своими впечатлениями.
Дэвид ТОМАС, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, президент и управляющий директор Volvo Cars LLC.
БиВ: Господин Томас, как, на ваш взгляд, выглядит сегодняшний российский автомобильный рынок?
– В настоящее время налицо все признаки восстановления российского автомобильного рынка. Несколько месяцев устойчивого роста, особенно после апреля 2010 г., свидетельствуют о курсе на дальнейшее «выздоровление». Очевидно, что начавшаяся в марте программа по утилизации наиболее эффективно сработала для низкого ценового сегмента, однако рост наблюдается и в других сегментах рынка.
БиВ: Два года назад вы говорили, что потенциально к 2011–2013 гг. продажи на российском рынке могут достичь 4 млн автомобилей. Каков ваш нынешний прогноз?
– Прогнозирование рынка в России всегда было непростым и неблагодарным делом! В докризисный период темпы роста рынка превышали 50%, в то время как рост ВВП был ниже 10%. Падение рынка почти на 50% в 2009 г. может быть сопоставимо с падением ВВП на 7%. Мои предположения таковы: автомобильный рынок России продолжит расти и достигнет докризисного уровня в течение 3–5 лет. Данная тенденция не будет линейной, поэтому сохранятся трудности с планированием и координацией производства и сбыта автомобилей в стране. Согласно последнему прогнозу Комитета автопроизводителей АЕБ, общие продажи автомобилей (легковых и легких коммерческих) в России в 2010 г. составят 1,67 млн шт., что несколько выше нашего предыдущего прогноза в 1,5 млн шт., сделанного в начале года.
БиВ: Каковы основные факторы, влияющие на продажи международных автомобильных марок на российском рынке?
– Ключевые факторы роста автомобильного рынка в России остаются теми же, что и в докризисное время. По мере преодоления мирового кризиса ускорится рост российской экономики. Уровень автомобилизации на душу населения составляет здесь лишь 40% от западноевропейского. Расширение прослойки среднего класса, потребительский «бум» – всё это в совокупности приведет к устойчивому росту спроса на машины. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что возраст автомобилей, находящихся здесь в эксплуатации, так же намного выше, чем в странах ЕС, а это значит, что старые авто будут меняться на новые.
БиВ: Каков он, российский покупатель автомобиля? Какие у него предпочтения?
– Текущие программы господдержки обеспечивают высокие темпы роста малолитражных автомобилей и в классе B. При этом в России остаются очень популярными машины классов C и D, наблюдается очень высокий рост в сегменте внедорожников SUV и особенно компактных внедорожников. Это в значительной степени является результатом большого количества новых моделей, представляемых на рынке. Если говорить о регионах, то они особенно сильно пострадали от кризиса. Там преимущественно пользуются популярностью более дешевые автомобили малого и среднего классов, но при этом традиционно высок спрос и на внедорожники, учитывая состояние дорог и большие расстояния. Эти региональные особенности в общих чертах характерны в целом для российского покупателя: они любят автомобили большего размера, нежели в странах ЕС, с уклоном в сторону внедорожников и автомобилей подобного типа, в частности полноприводных и с увеличенным дорожным просветом.
БиВ: С какими основными проблемами сталкиваются компании-импортеры?
– В последнее время настоящим испытанием для всех автомобильных компаний были нестабильность рынка и колебания валютных курсов. Поскольку мы постепенно возвращаемся к росту, то непростая задача, которую придется решать компаниям, – это поиск баланса между объемами производства и сбыта на быстро меняющемся рынке. Неопределенность в отношении таможенных процедур и стратегия в области ввозных таможенных пошлин, особые требования по сертификации с российской стороны – вот, пожалуй, те вопросы, которые продолжают волновать компании.
БиВ: Поскольку мы беседуем в преддверии Московского международного автомобильного салона, хотелось бы задать вопрос о значимости этого мероприятия для автопроизводителей.
– ММАС является одним из важнейших событий в календаре автомобильных событий России. Конечно же, решения производителей об участии в выставке 2010 г. принимались непросто, поскольку это происходило в конце 2009 г., в очень трудный период для автомобильной промышленности. Количество участников в этом году демонстрирует огромную важность мероприятия, его нынешний и будущий потенциал для мировой автопромышленности. Вполне очевидно, что ММАС предоставляет отличную возможность для показа новых моделей, а также является площадкой для ключевых заявлений о намерениях компаний-автопроизводителей (большинство из них входят в Комитет автопроизводителей АЕБ) в отношении российского рынка. Это отражено в количестве премьер (мировых, европейских и российских), а также подтверждается намерениями ряда высокопоставленных представителей компаний приехать на пресс- и бизнес-дни. С каждым новым салоном его уровень повышается. Мы, как основные его участники, сопоставляя и сравнивая автосалон с другими международными автомобильными выставками, считаем, что в будущем ММАС сможет выйти на полностью конкурентоспособный уровень и по праву занять свое место в ряду признанных, имеющих долгую историю и сложившиеся традиции автосалонов.
Мартин ЯН, вице-председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, заместитель генерального директора, директор по продажам ООО «Фольксваген Груп Рус»
БиВ: Господин Ян, как изменился российский автомобильный рынок за прошедшие два года?
– Два года назад мы ожидали, что Россия оставит позади Германию и станет самым большим европейским рынком. После кризиса 2008 г. российский рынок уменьшился наполовину. В настоящее время он начинает восстанавливаться, и производители готовы считать результаты продаж в абсолютных цифрах, в то время как в кризис все переключались на доли рынка.
Для производителей, которые запустили производство в России, девальвация рубля и увеличение таможенных пошлин прошли менее болезненно. Меры государственной поддержки – субсидированные кредиты с 2009 г. и программа утилизации – также были направлены на поддержку местных производителей – как отечественных, так и иностранных. Таким образом, преодолеть кризис было легче компаниям с местным производством.
БиВ: С какими трудностями сталкиваются производители, работающие в России? Как они справляются с графиками по локализации автокомпонентов, используемых для местного производства?
– Локализация будет главным вопросом в предстоящие годы для всех производителей в России. В течение многих лет в России не было самостоятельной отрасли по производству автокомпонентов, так как все «традиционно» российские производители изготавливали детали самостоятельно. Те же поставщики, которые присутствуют в России, зачастую не знакомы или не привыкли к работе по международным стандартам, поэтому им потребуются время и знания для перехода на новый уровень В то же время международные поставщики автокомпонентов пока не спешат налаживать здесь свое производство, так как спрос со стороны российских автозаводов недостаточен, а экспорт, например в ЕС, облагается 10%-ной пошлиной, что лишает смысла всю затею. Это одна из главных проблем локализации. Есть также ряд других проблем, с которыми сталкиваются местные производители, например нехватка рабочей силы в выбранных регионах производства, логистические сложности.
БиВ: Как увеличение таможенных пошлин на подержанные автомобили сказалось на автомобильном бизнесе?
– После ввода новых пошлин импорт подержанных машин с правом рулем сократился до минимума. Это дает возможность освоения рынка на Дальнем Востоке как местным производителям, так и официальным импортерам. Теперь мы ожидаем развития цивилизованного вторичного рынка.
БиВ: Каково отношение российских потребителей к автомобилям местного производства?
– Российские потребители скорее скептически относятся к автомобилям местного производства, как к отечественным, так и иностранным маркам. То есть главный критерий, определяющий выбор, – это более низкая цена. Все иностранные производители на своем российском производстве применяют международные стандарты качества. И после того, как клиент купил автомобиль, он на практике может убедиться, что автомобили, произведенные в России, соответствуют по качеству импортированным.
БиВ: ММАС относительно молод по сравнению с другими известными международными автосалонами. Салон 2008 г. был очень успешным в условиях быстро развивающегося рынка. Что ждет нас в этом году?
– в 2008 г. вследствие роста российского рынка и уровня представительства компаний многие производители присвоили ММАС категорию А. Кризис охладил ожидания, особенно в связи с тем, что Россия восстанавливается после кризиса не столь высокими темпами, как, например, Китай или Германия. Однако мы уверены, что российский рынок остается многообещающим, хотя и потребуется немало времени, чтобы догнать по объему продаж Германию. Вернуться на уровень 2008 г. удастся, вероятно, не ранее 2014 г.
Беседовала Ольга БУКОВА
Скачать статью (.doc)