Четвертый год подряд в стенах МВЦ «Крокус Экспо» проходит Международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia. Этой весной она состоится с 19 по 21 мая. Кризис не только не затронул отрасль, но и открыл перед российским гражданским вертолётостроением новые горизонты благодаря поддержке со стороны государства и активности частного бизнеса.
Международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia год от года собирает на своей площадке всё большее число участников и посетителей. Количество экспонентов на прошлогодней выставке увеличилось по сравнению с 2008 г . в полтора раза. Секрет популярности HeliRussia прост: рынок вертолётов растет, производитель и покупатель, встречаясь на выставке, имеют возможность заключить сделку на самых выгодных условиях, рассмотреть товар и обговорить все нюансы сотрудничества. Кроме того, сегодня насущной потребностью для российских производителей стала встреча с зарубежными коллегами и партнерами. Ведь государство и частный бизнес вплотную взялись за модернизацию российского производства вертолетов.
В 2009 г . генеральный директор ОАО «Роствертол» Борис Слюсарь заявил, что одной из приоритетных задач российского вертолётостроения должно стать создание гражданского вертолёта на 15–17 человек, т. е. современного вместительного скоростного воздушного транспорта, способного выполнять разнообразные функции – от перевозок пассажиров до тушения пожаров. Из известных разработок этому запросу могли бы соответствовать глубоко модернизированный Ми-8, Ка-62 или перспективный вертолёт КБ им. М.Л. Миля Ми-38. Однако настоящий дефицит гражданская вертолётная авиация испытывает в легких машинах – взлетной массой до 3,5 т.
Два года назад Минпромторг РФ совместно с управляющей активами отрасли компанией ОАО «Вертолёты России» начал рассматривать и готовить инвестиционные проекты по созданию новой линейки современных вертолётов. Решение было своевременным. За прошлый год в России было выпущено уже порядка 200 вертолетов военного и гражданского назначения. Хотя стоит напомнить, что в Советском Союзе их производилось около 1500 в год. Десятилетия тотальной экономической перестройки взяли свое. Для модернизации отрасли требовались серьезные экономические вливания. Государство поддерживало производство военных вертолётов через Министерство обороны, но для выхода на внутренний рынок необходим современный парк гражданских вертолётов, подразумевающий частные инвестиции.
По мнению генерального директора ЗАО «Русские вертолётные системы» Михаила Казачкова, «только теперь удалось добиться определенных сдвигов в ряде давно ожидаемых вертолётных программ. Многообещающе выглядят Ка-226Т, Ми-34С1 и вертолет «Ансат», которым ещё предстоят доработка, сертификация и запуск в серию (начиная с этого года и далее), но это уже доведенные до ума интересные продукты для рынка». И как раз вовремя: иностранные производители не дают российским конструкторским бюро времени на раскачку. Сегодня самый популярный вертолет для транспортных перевозок на небольшие расстояния – легкий «Робинсон» R44, возможно, скоро его нагонит модный Eurocopter АS350 – около 20 таких машин уже заказала российская авиакомпания «ЮТэйр». Альтернативы этому французскому судну в России нет, хотя с точки зрения применения, а также с учетом стоимости ими могут стать модернизированная гражданская линейка вертолётов на базе Ми-34 и Ка-226.
Пока в число основных заказчиков российской вертолётной техники входят развивающиеся страны, нуждающиеся в боевых машинах, – это Индия, Китай, Бразилия, Колумбия, Мексика, Ливия, Судан, Египет, Эфиопия и Азербайджан. Однако скоро, как обещают российские производители, ситуация должна измениться. Исполнительный директор ОАО «Вертолёты России» Андрей Шибитов на открытии прошлогодней выставки HeliRussia, заявил, что в 2010 г . от частных компаний и государства впервые поступил заказ на вертолётную технику, сопоставимый с экспортными поставками по линии «Рособоронэкспорта». А в марте этого года ОАО «Вертолёты России» и бразильский оператор коммерческих вертолётов Helipark Taxi Aereo, заключили договор на поставку многоцелевых гражданских вертолётов Ka-32A11BC. По словам президента Helipark Taxi Aereo Жоа Велоссо, в планах обеих компаний создание сервисного центра по обслуживанию Ka-32A11BC на территории Бразилии.
Будущая выставка HeliRussia поможет новым тенденциям окрепнуть. В середине мая в Москве соберутся все ведущие компании по производству и эксплуатации вертолётов в мире. «В этом году посетителей ждет много сюрпризов. Например, большим событием станет европейская премьера первого швейцарского вертолета SKYe SH09, который представит компания Marenco Swisshelicopter Ltd. Также впервые за 15 лет на выставке в России появится стенд крупнейшей американской вертолетостроительной компании Sikorsky Aircraft», – делится секретом директор выставки Жанна Киктенко.
Для эффективного общения участников и гостей выставки ожидает насыщенная деловая программа. Опыт сотрудничества с передовыми конструкторскими бюро российским специалистам просто необходим. Помимо того, что за последние десятилетия серьезно устарела техника, Россия потеряла преимущество в кадрах. «По военной технике ещё остается задел, который позволяет России производить конкурентоспособные вертолёты, – считает Михаил Казачков. – Теперь нужны наработки и решения для создания современных гражданских вертолётов, а также конструкторы, способные “чувствовать” коммерческую специфику». Пока же на этом поприще впереди планеты всей американские и европейские вертолётные компании.
С таким рвением и нацеленностью на успех возрождение российского вертолётостроения не за горами. Объем прогнозируемых поставок вертолётов в 2010–2013 гг. оценивается в 6,6 млрд долл. При таких темпах роста и существующих объёмах спроса ежегодный выпуск вертолётов к 2015 г . планируется довести до 450–500 машин в год.
Елена КРЕМЕНЕЦКАЯ